План работы методического объединения учителей
естественно-математического профиля
государственного учреждения образования «Реченская
средняя школа» на 2024/2025 учебный год
Методическая тема: «Совершенствование системы профессионально-личностного роста педагогов для обеспечения эффективности образовательного процесса»
Цель методической работы: создание условий для совершенствования уровня педагогического мастерства педагогов, их профессиональной компетентности с целью обеспечения эффективности педагогического процесса и повышения качества образования
Задачи:
- способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам современного содержания образования, использования эффективных современных технологий и методик преподавания, внедрения в образовательный процесс инновационных технологий обучения;
- организовать целенаправленную и планомерную работу по подготовке учащихся к олимпиадам и вовлечении их в проектно-исследовательскую деятельность, с последующим анализом результатов;
- создать условия для обобщения и распространения положительного педагогического опыта творчески работающих учителей через организацию взаимопосещений, публикаций, мастер-классов, через проведение методических и предметных недель, участия в семинарах, конкурсах профессионального мастерства;
- обеспечить методическое сопровождение работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.
ЗАСЕДАНИЕ №1 (2 сентября 2024г)
Форма проведения: инструктивно-методическое совещание
Участники заседания: члены учебно-методического объединения естественно – математического профиля
Тема: Особенности организации образовательного процесса в учреждении по предметам естественно-математического профиля в 2024/2025 учебном году.
Цель: Определение приоритетных направлений в обеспечении естественно-математического образования учащихся в 2024/2025учебном году.
Задачи:
- Изучить содержание нормативного правового и научно-методического обеспечения образовательного процесса в 2024/2025 учебном году;
- проанализировать работу учебно-методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2023/2024 учебный год;
- обменяться опытом по современным подходам к организации образовательного процесса;
- проанализировать актуальные проблемы и определить направления работы.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение образовательного процесса по биологии, географии, физике, астрономии, информатике, химии, математике, истории, обществоведения в 2024/2025 учебном году.
Ответственные: Филиповец Е.В., заместитель директора по учебной работе
2.Учебно-методическое обеспечение преподавания предметов естественно-математического профиля: учебно-методические комплексы для факультативных занятий, учебные и учебно-методические пособия, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы, электронные средства обучения
Ответственные: учителя учебно-методического объединения
Учебно-методический блок:
1. Анализ работы УМО учителей естественно-математического профиля за 2022/2023 учебный год.
Ответственные: Шевчик В.А., председатель учебно-методического объединения
2.Обсуждение плана работы методического объединения на 2024/2025 учебный год.
Ответственные: Шевчик В.А., председатель учебно-методического объединения
3. Обзор новых учебно-методических пособий для учителей, методических публикаций в предметных научно-методических журналах. Организация выставки методической литературы.
Ответственные: члены учебно-методического объединения
Практический блок:
1. Обсуждение календарно-тематического планирования (методические рекомендации) и организация внеклассной работы по предметам естественно-математического цикла.
Ответственные: учителя учебно-методического объединения
2. .Обсуждение и утверждение тем по самообразованию. Разработка плана проведения недели естественно-математических наук.
Ответственные: учителя учебно-методического объединения
Литература:
- «Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі», 07.07.2022г.
2. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2024/2025 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»:
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Астрономия»;
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Физика»;
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Математика»;
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Биология»;
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Химия»;
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «География»;
особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Человек и мир»;
- Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.12.2012 № 206 (ред.от 03.05.2018)
- Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утверждённые постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 №26.
- Правила проведения аттестации учащихся в процессе освоения содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждённые Министерством образования РБ от 20.06.2011 №38 и изменения в постановлении от 21.06.2021 №129.
- Сайт Министерства образования (www.minedu.unibel.by) и Национального института образования (WWW.adu.by).
ЗАСЕДАНИЕ №2 (11 ноября 2024г)
Форма проведения: семинар-практикум
Участники заседания: члены учебно-методического объединения
Тема: «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях и управление ею».
Цель: освоение педагогами современных средств коммуникации, онлайн-взаимодействия, методов и специфики учебно-познавательной деятельности учащихся с целью совершенствования предметно-методических компетенций.
Задачи:
- Актуализация и углубление знаний учителей по вопросам организации, управления и стимулирования самостоятельной и коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся.
- Взаимообучение педагогов по вопросам активизации и управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе совместного проектирования и анализа посещенных уроков.
- Овладение учителями современными средствами коммуникации, онлайн взаимодействия, дистанционного обучения и образовательных Интернет-ресурсов, а также способами организации обучения учащихся с их использованием.
- Методическое сопровождение роста профессиональной компетентности учителей и их успешной аттестации.
- Проанализировать результативность использования электронных образовательных ресурсов при изучении предметов естественно-математического профиля.
- Повысить уровень методической, психолого-педагогической и предметно-методической подготовки учителей.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
1. Использование современных средств коммуникации, онлайн-взаимодействия и образовательных интернет-ресурсов при организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Ответственные: Колбаско И.М., учитель математики
2. Применение индивидуальных, групповых и коллективных форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Ответственные: Шведова И.М., учитель математики и информатики
Учебно-методический блок:
1. Учебно-познавательная деятельность учащихся: понятие, специфика, методы организации.
Ответственные: Шевчик В.А. учитель истории и обществоведения
2. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся по освоению учебного материала. Психолого-педагогические условия организации учебно-познавательной деятельности.
Ответственные: Лайко Е.Е., учитель химии
Практический блок:
1. Мастер-класс «Приёмы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке математики».
Посещение урока_________________________
Самоонализ, анализ, предложения
Ответственные: Колбаско И.М.., учителя математики
2.Анализ результатов учебной деятельности I четверть.
Ответственные: учителя методического объединения
Литература:
1. Амирова А. Х. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности // Химия в школе. - 2007. - N 8. - С. 50-52.
2. Банников В. Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2008. - N 3. - С. 83-86.
3. Браверман Э. М. Развитие самостоятельности учащихся - требование нашего времени // Физика в школе. – 2006. - N 2. - С. 15-19.
4. Буряк В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности : дайджест // Психология обучения. - 2008. - N 3. - С. 118-119.
5. Васильева И. И. Использование предметных страниц школьного сайта в самостоятельной работе учащихся // Педагогическая информатика. - 2009. - N 1. - С. 35-39.
6. Градова А. Управление познавательной деятельностью учащихся // Учитель. – 2004. - N 6. - С. 76-80.
7. Губарева Л. И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся // Образование и общество. – 2004. - N 2. - С. 61-62.
8. Гузеев В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и возможности ее проявления в образовательной технологии // Химия в школе. – 2004. - N 3. - С. 16-22.
ЗАСЕДАНИЕ №3 (20 января 2025г)
Форма проведения: круглый стол
Участники заседания: члены учебно-методического объединения
Тема: «Создание информационной образовательной среды как основы для организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся по предметам естественно-математического цикла»
Цель: Оказание учебно - методической помощи педагогам по формированию информационной культуры учащихся, ценностных ориентаций, знаний и умений в информационной сфере.
Задачи:
- Овладеть современными подходами к организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
- Совершенствовать качество преподавания предметов естественного цикла путем внедрения современных образовательных технологий.
- Использовать Интернет-ресурсы в образовательном процессе с целью развития личности учащихся, их творческих и интеллектуальных способностей, а также улучшения качества знаний.
- Проанализировать результативность применения методов и приемов контроля усвоения знаний учащихся педагогами школы.
- Выработать рекомендации по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке, по стимулирующему оцениванию знаний.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
1. Эффективность использования в образовательном процессе компонентов учебно-методических комплексов по учебным предметам.
Ответственные: Лайко Е.Е.., учитель химии
2. Домашнее задание в условиях дистанционного (удаленного) обучения. Учебно-познавательная деятельность учащихся при выполнении домашнего задания.
Ответственные: Шведова И.М., учителя математики и информатики
Учебно-методический блок:
1. Приемы и методы, применяемые в практике и направленные на формирование медиаграмотности (информационной культуры) учащихся.
Ответственные: Колбаско И.М., учитель математики
2. Возможности информационных технологий обучения в процессе развития творческого мышления учащихся.
Ответственные: Филиповец Е.В., учитель истории
Практический блок:
- Открытый урок по математике (информатике), демонстрирующий использование современных информационных технологий, с целью организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Ответственные: Шведова И.М., учитель информатики
2.Анализ результатов учебной деятельности I1 четверть.
Ответственные: учителя учебно-методического объединения
Литература:
1. Молоков, Ю. Г. Актуальные вопросы информатизации образования / Ю. Г. Молоков, А. В. Молокова // Образовательные технологии: сб. науч. ст. Вып.1.
2. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Омега-Л, 2004. - 215 с.
3. Галузо, И. В. Мультимедийные технологии в учебном процессе / И. В. Галузо. – Витебск, 2003.
4. Черчес, Т. Е. Медиаобразование как фактор управления познавательной деятельностью учащихся / Т. Е. Черчес // Кіраванне ў адукацыі. – 2005. - №7.
5. Баранова, Т. А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения / Т. А. Баранова. - Информатика и образование. Серия: Педагогика. -2007. №1.
6. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно – коммуникационных средств / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
ЗАСЕДАНИЕ №4 (20 апреля 2025г)
Тема: «Формирование и развитие информационной грамотности учащихся»
Цель: совершенствовать профессиональную компетентность учителей по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе.
Задачи:
- совершенствование методики преподавания учебых предметов естественно-математического цикла, использования современных технологий визуализации в образовательном процессе с учетов эффективного педагогического опыта педагогов;
- включение учителей в деятельность по освоению способов реализации компетентностного подхода в преподавании учебных предметов, воспитательного потенциала учебных и факультативных занятий.
Форма проведения: семинар-практикум.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
1. Организация исследовательской деятельности по предметам естественно-математического профиля. Проблемы и перспективы.
Ответственные: Филиповец Е.В., заместитель директора по учебной работе
Учебно-методический блок:
1. Пути и способы повышения качества знаний учащихся в ходе подготовки к итоговой аттестации и ЦТ.
Ответственные: Шевчик В.А., председатель учебно-методического объединения
2. Эффективность работы педагогов по повышению качества обучения предметов естественно-математического цикла на учебных и факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятиях через использование современных способов, приемов и методов обучения в условиях обновления содержания образования.
Ответственные: члены учебно-методического объединения
ІІІ. Практический блок
1. Анализ проведения предметных недель.
Филиповец Е.В., заместитель директора по учебной работе
2. Анализ работы учителей естественно-математического профиля за 111 четверть.
Литература:
- www.edu.gov.by – Министерство образования Республики Беларусь.
- www.adu.by – Национальный институт образования.
- www.academy.edu.by – Академия последипломного образования.
- www.moiro.by – Минский областной институт развития образования
- Инструктивно-методическое письмо «Об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования в 2024/2025 учебном году.
- Дружилов, С. А. Обучение и стадии профессиональной компетентности. Непрерывное образование как условие развития творческой личности / С. А. Дружилов. -- Новокузнецк, 2001.
- Иванов, Д. А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов // Журнал для администрации школ. -- 2008. -- № 1.
- Кашлев, С. С. Современные технологии педагогического процесса / С.С. Кашлев. -- Минск, 2000.
- Козырева, О. А. Проблема определения понятия "профессиональная компетентность педагога" / О. А. Козырева // Управление современной школой. Завуч.-- 2008. -- № 8.
10. Корецкая, Е. В. Культура рефлексии педагога. Методическое пособие / Е. В. Корецкая. -- Курск, 2001.
11. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе / Дж. Ровен. -- М.: КОГИТО-ЦЕНТР. -- 2002.
12. Сластенин, В. А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры / В. А. Сластенин // Управление современной
школой. Завуч.-- 2009. -- № 6.
ЗАСЕДАНИЕ №4 (14 мая 2025г)
Форма проведения: творческий отчет
Участники заседания: члены учебно-методического объединения
Тема: «Итоги работы учебно-методического объединения учителей естественно-математического профиля за 2024/2025 учебный год»
Цель: подведение итогов работы учебно-методического объединения за 2024/2025 учебный год.
Вопросы для обсуждения:
Научно-методический блок:
1.Обобщение, представление и распространение педагогического опыта по методике преподавания учебных предметов.
Ответственные: члены учебно-методического объединения.
Практический блок:
1.. Отчеты учителей по темам самообразования, результативность.
- Отчеты о работе учебных кабинетов за год.
Ответственные: заведующие учебными кабинетами
3. Анализ работы учителей естественно-математического профиля за ІІІ четверть.
4. Анализ работы учителей естественно-математического профиля за IV четверть и за 2024/2025 учебный год.
Ответственные: члены учебно-методического объединения
5. Определение перспектив, проблем на новый учебный год, планирование работы на следующий год.
Представляемые образовательные продукты:
- Методические рекомендации по организации и управлению самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся при выполнении домашних заданий.
- Памятка «Медиаграмотность: жизнь в медиамире».
Рекомендации по реализации дистанционного образования.
Председатель учебно-методического объединения В.А.Шевчик
разгарнуць » / « згарнуць