Методические рекомендации для педагогических работников (в том числе педагогов-предметников) учреждений общего среднего образования Минской области по использованию информационных материалов тематических экспозиций, посвящённых памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период в образовательном процессе
С целью формирования у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому необходимо обратить особое внимание на реализацию в образовательном процессе воспитательного потенциала учебных предметов, внеурочных занятий, воспитательных мероприятий.
Особое значение для реализации воспитательного потенциала имеют темы учебных занятий о Великой Отечественной войне. При изучении данных тем рекомендуется обсудить вопросы, связанные с геноцидом белорусского народа.
В рамках расследования уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Генеральной прокуратурой Республики Беларусь подготовлены информационно-аналитические материалы. Они могут использоваться как на уроках, так и во внеурочной работе. Методические рекомендации по использованию данных материалов в образовательном процессе размещены на национальном образовательном портале: https://adu.by/ Главная / Образовательный процесс. 2022/2023 учебный год / Общее среднее образование / Методические рекомендации
На І ступени общего среднего образования материалы тематических экспозиций, посвящённых памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период (далее – тематические экспозиции) могут быть использованы:
Учебный предмет
|
Классы
|
Темы занятий
|
Обучение грамоте
|
І
|
Кто помнит о войне, тот ценит мир
Дороже Родины ничего нет
|
Навучанне грамаце
|
I
|
Чытаем пра Беларусь і беларусаў
Назвы, родныя здавён
|
Беларуская мова
|
I
|
«Мясціна, дзе я жыву»
«Я і мая Радзіма»
|
Літаратурнае чытанне
|
II
|
Маёй Радзімы дзіўны свет
|
III
|
Мірна жыць – шчаслівым быць
Чалавек без Радзімы, што салавей без песні
|
IV
|
Лёс чалавека на вайне
Чалавек і Радзіма
|
Русский язык
|
II
|
Прописная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек
|
III
|
Имена существительные одушевленные и неодушевленные
Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных в корне (на конце слова, перед другими согласными в середине слова)
|
Литературное чтение
|
IV
|
Дыхание старины (белорусские легенды)
|
Чалавек і свет. Мая Радзіма – Беларусь
|
IV
|
Беларусь у гады Вялікай Айчыннай вайны, Дзяржаўны герб нашай краіны
Сцяг беларускай дзяржавы
|
Изобразительное искусство
|
I-IV
|
Восприятие произведений искусства
|
Музыка
|
IV
|
Музыкальная культура Беларуси
|
На II и III ступенях общего среднего образования материалытематических экспозиций могут быть использованы при изучении тем по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн по учебным предметам «Всемирная история», «История Беларуси», а также при проведении факультативных занятий «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» в IX, ХІ классах учреждений общего среднего образования (далее – УОСО):
Учебный предмет
|
Классы
|
Темы занятий
|
Всемирная история
|
IX
|
Начало Второй мировой и Великой Отечественной войн
Коренной перелом в ходе Великой отечественной и Второй мировой войн
Борьба с захватчиками на оккупированной территории
Советский тыл во время войны
Заключительный этап Второй мировой войны
|
Всемирная история
|
XI
|
Вторая мировая война и ее последствия
|
История Беларуси
|
IX
|
Беларусь в годы военных испытаний
Начало Великой Отечественной войны
Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941–1944 гг. Геноцид белорусского народа
Начало массовой борьбы против оккупантов
Развертывание народной борьбы на территории Беларуси
Освобождение БССР от германских захватчиков. Вклад белорусского народа в победу над нацистской Германией. Участие БССР в образовании Организации Объединенных Наций. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. Закон Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа»
Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией
Урок «Наш край»
|
История Беларуси
|
XI
|
Социально-экономическое положение в 1918 – 1941 гг. Социально-экономическая политика польских властей на захваченной территории Западной Беларуси (базовый уровень)
Социально-экономическое положение в Западной Беларуси в 1921–1939 гг. Социально-экономическая политика польских властей на захваченной территории Западной Беларуси.
Деятельность коллаборационистских организаций. Участие белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории Беларуси. Преступления украинской и латышской вспомогательной полиции. Преступления литовской вспомогательной полиции. Участие «Армии Крайовой» в геноциде белорусского народа (повышенный уровень)
Беларусь в годы Второй мировой и Великой Отечественной войн. Участие белорусских коллаборационистов в реализации оккупационной политики германских нацистов на территории Беларуси. Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. Закон Республики Беларусь № 146-З от 5 января 2022 г. «О геноциде белорусского народа»(базовый уровень)
Урок «Наш край»
Общественно-политическая жизнь во второй половине 1940-х – 1980-е гг. Преступления польских и украинских националистов против мирного населения БССР в послевоенный период (базовый уровень)
|
|
|
|
Материалы тематических экспозиций будут актуальны при проведении факультативного занятия «Мое Отечество» (V–VІІ классы) при изучении темы «Историческая память: Беларусь партизанская».
Материалы тематических экспозиций предлагаем использовать на учебных занятиях по учебным предметам «Белорусская литература»,«Русская литература» при изучении биографий отдельных писателей, литературных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, а также при проведении учебных занятий по учебному предмету «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)»:
Учебный предмет
|
Классы
|
Темы занятий
|
Белорусская литература
|
V
|
Літаратурны твор – складанае i непадзельнае мастацкае адзінства
Міхась Лынькоў «Васількі»
|
VІ
|
К. Чорны «Насцечка»
А. Пысін «Два полі»
В. Адамчык «Салодкія яблыкі»
|
VІІ
|
В. Быкаў «Незагойная рана»
В. Зуёнак «З вайны сустрэлі мацяркі сыноў…» Е. Лось «Дзяўчаты мінулай вайны»
В. Быкаў «Жураўліны крык»
А. Куляшоў «Маці»
|
ІХ
|
Янка Брыль. Апавяданне «Memento mori»
|
Х
|
Беларуская літаратура перыяду Вялікай Айчыннай вайны» (1941-1945). Агляд
П. Броўка «Голас сэрца»
П. Панчанка «Герой»
А. Куляшоў «Над брацкай магілай», «Сцяг брыгады»
М. Танк «Родная мова», «Рэквіем»
К. Чорны «Пошукі будучыні»
|
ХІ
|
І. Шамякін «Сэрца на далоні»
В. Быкаў «Сотнікаў», «Знак бяды»
І. Чыгрынаў «Дзівак з Ганчарнай вуліцы», «Вяртанне да віны»
І. Навуменка «Сямнаццатай вясной»
Ю. Свірка «Балада мужасці», «Балада пра помнік салдату»
Г. Пашкоў «Па праву жывога», «Трывога» М. Пазнякоў «Колькі брацкіх магіл», «Ветэраны» У. Карызна «Мы родам з вайны», «Балада Буйніцкага поля» і інш.
|
Русская литература
|
VІ
|
В. Богомолов «Иван»
|
VІІІ
|
М. Шолохов «Судьба человека»
|
ІХ
|
Б. Васильев «А зори здесь тихие»
|
С. Трахименка «Родная крывинка», пьеса С. Бартоховой «Такая долгая гроза», лирика А. Ахматовой, К. Симонова, М. Исаковского и др.
|
Искусство (отечественная и мировая художественная культура)
|
V
|
Человек на фоне истории
|
VІІ
|
Вечные темы в искусстве
|
ІХ
|
Искусство про войну: музы не молчали
|
Х, ХІ
|
Художественная культура советского периода (факультативное занятие «Человек в мире художественной культуры»)
|
Кроме того, материалы тематических экскурсий также можно использовать при организации работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся УОСО, реализации образовательного проекта «ШАГ», при проведении тематических классных и информационных часов, внеклассных мероприятий, приуроченных к памятным датам и праздникам, направленных на формирование активной гражданской позиции, информационной культуры, на воспитание чувства патриотизма через примеры мужества и героизма предков, уважения к историческому прошлому Беларуси (вечера памяти, уроки-реквиумы и др.).
Материалы будут востребованными:
при проведении мероприятий, направленных на изучение истории региона, населенных пунктов;
при проведении классных и информационных часов с целью сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни белорусского народа, в том числе и в Год исторической памяти;
при организации «Уроков мужества», посвященных подвигу белорусского народа в годы Великой Отечественной войны;
при проведении мероприятий по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;
в рамках организации поисковой деятельности «История моей семьи», «Боевой путь моего прадедушки», «Страницы истории моего города» и др. с целью изучения истории семьи в годы Великой Отечественной войны (создание родословной, семейной летописи, фотоальбомов, семейных газет); поисковой и архивно-исследовательских работ «Наследники огненных деревень», «Их именами названы улицы», «Имена героев в памяти поколений»; при участии в республиканском конкурсе «Мой род, моя семья» и др.;
при сборе исторических и военных материалов для написания исследовательских работ в рамках деятельности научного общества учащихся, для реализации проектов по гражданскому и патриотическому воспитанию, в работе по пополнению экспозиций музеев учреждений образования;
при создании и проведении виртуальных экскурсий, веб-квестов, онлайн-викторин и др. в условиях дистанционного взаимодействия с обучающимися.
при организации туристско-краеведческой, поисково-исследовательской деятельности учащихся по учебным предметам,в деятельности объединений по интересам (кружков, клубов, в том числе и военно-патриотических объединений) патриотической направленности УОСО. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Важно, чтобы в процессе такой работы молодое поколение белорусов понимало необходимость сохранения памяти о жертвах геноцида, а также бережного отношения к историческому прошлому.
разгарнуць » / « згарнуць